Rambler's Top100

ИНТЕЛРОС

Интеллектуальная Россия

INTELROS.RU

Intellectual Russia


ЕГОР ХОЛМОГОРОВ

 

 

Империализм либеральный и национальный

 

 

Вступление Анатолия Чубайса на скользкую и крутую тропу имперской идеологии и в самом деле вызвало среди старых русских имперцев недоумение смешанное с раздражением. Трудно было ожидать чего-то иного. Представьте себе, что в социалистическое общество по борьбе с бедностью заявляется с иголочки одетый надушенный господин и говорит: «А я тоже. Это-с. За бедных. Всячески «за» и даже очень. Я считаю, например, что Россия должна быть самой бедной страной мира и предлагаю на этом лозунге построить вашу работу». Скорее всего первой реакцией и в этом случае была бы полная неспособность «выдавить из себя ничего содержательного»  и «мелкие бисеринки нервного пота на сморщенных лбах», - как об этом пишет Владимир Голышев. Второй реакцией станет та самая формула, предложенная мною и раскритикованная Максимом Соколовым: «Дежурные чубайсоборцы из противного стана способны либо на гробовое молчание, либо на цитирование самой знаменитой строчки Бродского: «Если Евтушенко против колхозов, то я за».
Огорчительно то, что запнувшись за радующую глаз фразу Бродского цитируемую Довлатовым, критики «чубайсоборчества» не пошли дальше (хотя бы чуть вниз по своему первоисточнику), где они обнаружили бы более четкое обоснование причины неприятия Чубайсовского проекта. Лично я полагаю эти причины вполне исчерпывающими и ни в каком дальнейшем прояснении не нуждающимися: «Что такое либеральная империя? Это империя, в которой россиянские олигархи, сидя в Нью-Йорке с залетами в Москву, грабят не только Тюмень и Приморье, но еще и Поднепровье, Полесье, Прибалхашье и т.д.» Другими словами, при первом приближении, «план Чубайса» представляется русскому имперцу проектом простого распространения порядков современной Российской Федерации на территорию сопредельных стран. И не существует решительно никаких причин желать гражданам бывшего СССР такого несчастья.
Чубайсовский «империализм» не предполагает никакого внутреннего изменения, улучшения в России по сравнению с нынешней ситуацией. Он не предполагает никакого разрешения того внутреннего социального конфликта, который терзает Россию, а только «компенсацию» этого конфликта за счет внешних «завоеваний». Но значительно ярче Чубайса эту свежую мысль высказал Сергей Хрущев в недавнем интервью «Известиям»: «Чтобы поднять свою экономику, Россия должна кого-то ограбить», его формулировка сути дела - куда яснее, понятнее и морально приемлемей, нежели сводящиеся к тому же построения главы РАО ЕС (который нигде не предлагает, скажем, альтернативы – «или убийственная для бедных реформа ЖКХ, или имперская экспансия», не видит в империализме инструмента решения внутренних проблем России). Точнее так, - в той степени, в которой «либеральный империализм» Чубайса подходит под эту формулу - предмет для разговора существует - это просто здоровый капиталистический эгоистический империализм. В той степени, в которой «либеральный империализм» выходит за рамки этой формулы, строит над экономическим базисом идеологическую надстройку — в нем не оказывается решительно ничего, чего бы нельзя было ожидать от Чубайса и в чем не усматривался бы для России традиционно ожидаемый от Чубайса вред.

 

Большой скачок

Сказанное, однако, не означает, что говорить не о чем. Просто перед разговором надо зафиксировать реальное ценностное расхождение и несовпадение политических полей. Сделать это надо хотя бы потому, что бесчестно заявлять о своей победе в дискуссии и о никчемности своих оппонентов до ее начала. Те, кто говорит, что Чубайс пришел на политическое поле патриотизма и уже может слать рапорт Бильдербергскому клубу «Veni. Vidi. Vici», говорят не по делу. На патриотическое поле, на поле национальной и консервативной идеологии Чубайс даже не заступал.
Показательно другое. Выступление Чубайса дает старт новой эпохе нашей политико-идеологической жизни — эпохе больших проектов. Эпохе конкуренции идеальных образов будущего. Чубайс предложил резко сменить горизонт рассмотрения проблем России с краткосрочного на долгосрочный. Весь «проигрыш» патриотов состоит в том, что до сего дня на этом поле у них не было конкурентов. Cилы патриотической ориентации имели бесспорный престиж воздушном царстве, а либералов там и близко не стояло, что связано было с похоронной установкой этих кругов в отношении России, а также с тем, что они (в отличие от патриотов) были заняты куда более интересной задачей удержания и эксплуатации власти. Теперь на поле больших идеологических проектов появилась реальная конкуренция, что свидетельствует об их политической и властной востребованности. И в этом смысле «план Чубайса» можно и нужно приветствовать — оно полагает зачин большому и важному делу.
Показательно и то, что как только представитель «правой», либеральной идеологии попытался заговорить на языке большого проекта, то первым делом с его уст сорвалось слово Империя. И это же слово неизменно всплывает у всех, кто пытается говорить о «большом проекте» всерьез. «Империя» — это не идеологическое новшество Чубайса и не капитуляция «самого либерального политика» перед патриотической идеологией, а базовая категория любого стратегического политического мышления на русском языке. Как только мы начинаем мыслить в большом пространстве и большом времени «по-русски» мы начинаем мыслить Империей и Империю. Как только мы задумываемся о полномасштабном и долгосрочном устроении русского государственного бытия мы начинаем мыслить Империей и Империю.
Но сказав слово «Империя» А.Б. Чубайс произнес не «Б», а «А», он создал общую почву для обсуждения, предложив свой, либеральный, капиталистический, глобализаторский, вне-национальный и вне-религиозный вариант русского империализма. Важно не само слово «империя», а его конкретизация и здесь между идеологией либерального империализма и традиционным для России империализмом национальным и консервативным очень мало общего.

 

Империя как функция

Правила построения «имперского дискурса» неумолимо требуют произнести вслед за словом «Империя» слово «миссия». Империя, собственно, и есть миссия, овеществленная в политическом и геополитическом порядке. И Чубайс произносит слово «миссия» формулируя эту миссию следующим образом: не нарушение границ отделившихся от России в 1991 году политических образований, сохранение «беловежских границ», не нарушение «общепризнанных норм международного права», защита русскоязычных в соседних странах, содействие экспансии российского бизнеса в соседние страны, защита демократии в соседних странах, «замыкание кольца» великих либеральных империй Севера — США, Европы и Японии*.
По сути, — это миссия одного из четырех китов (а не лишний ли четвертый?), на которых должен держаться «Новый мировой порядок», в рамках которого суверенной самореализации России поставлены жесткие пределы — не восстанавливать своих прежних границ, не нарушать норм этого нового порядка, осуществлять экспансию экономическими и культурными методами. Единственный внешнеполитический «цимес» (который во все времена заключался в возможности «помучить других») этой «миссии» в возможности исполнять «полицейские» функции в отношении геополитически тяготеющих к России народов, то есть насаждать среди них демократию. Свежая идея, предполагающая, например, в качестве следствия, удушение «антидемократического режима» в Белоруссии руками России, а не США, как было с Югославией. Было бы приятно, в рамках этой возможности, «демократизировать» Прибалтику, однако очевидно, что она будет находится вне зоны нашей ответственности. Других удовольствий не предполагается
Нельзя отказать этой конструкции в либеральной последовательности и четкости: несиловые, экономико-культурные методы, четкие либеральные цели, четкие правила игры. Если бы отказ от силовых методов (равно как и жесткое разделение зон ответственности) постулировался бы для всех участников проекта — в том числе и для США, — то можно было бы даже обсудить возможность в эту игру поиграть. Однако в любом случае необходимо понять, что «миссия России», формирующая имперскую программу Чубайса, на поверку оказывается «геополитической функцией», логическим увенчанием процесса утраты Россией политической субъектности, идущего в последние десятилетия. Миссия России проистекает не из внутренних потребностей русской нации или российской государственности, а из потребности глобального миропорядка в важном функциональном элементе — «смотрящем по Северной Евразии» и «либерализаторе постсоветского пространства».
Новина Чубайса состоит в том, что он предлагает простой и логичный вариант решения этой проблемы — назначить «либеральную» Россию этим смотрящим. Одновременно он предлагает России и русским сделать своей целью получение этой функциональной миссии. Более всего здесь Анатолий Борисович напоминает посредника из известного анекдота, который уговаривает родителей Сарочки отдать дочь за Ротшильда, оставляя на потом вторые полдела — уговорить Ротшильда. Чубайс предлагает совершенно порочный порядок установления «миссии России» в глобальном порядке — сперва, — принять на себя «миссию», а потом уже выяснить – согласен ли глобальный порядок. Ведь в случае несогласия последствия для самозванца могут быть самые катастрофические. Право же — прежде чем обсуждать подобный проект логичней дождаться, когда с ним выступят представители «Ротшильда», скажем, — Хавьер Солана или, того лучше, госпожа Райс.

 

Побочные эффекты

Однако полбеды было бы, если бы А.Б. Чубайс просто предлагал России программу «функционального империализма» в рамках Нового мирового порядка. В нагрузку к ней, в качестве обоснования, предлагается принять определенную историософию, социальную философию, видение политической реальности и систему политических координат. Если бы заинтересованные лица не ограничились бы восторгами по поводу факта произнесения А.Б. Чубайсом слова «Империя», а вчитались бы внимательно в текст его установочной статьи в «Независимой газете», то они бы обнаружили немало интересного и забавного, однако совершенно не согласующегося с тем, что обычно вкладывается в понятие «русского империализма».
Благосклонному читателю будет предложено принять на веру немало интересных утверждений — из которых самое невинное, то — что конфликт Эфиопия против Эритреи (начавшийся в 1997 году) являлся частью глобального противостояния СССР и США («нас» и «их»). Но, пусть их, африканцев, значительно интересней утверждения, что в Гражданскую войну русские убили из самих себя 18 миллионов человек, что в «ленинских и сталинских лагерях» были «уничтожены» не больше и не меньше чем 20 миллионов человек, что в Великой Отечественной Войне Россия потеряла убитыми 30 миллионов человек. «Патриотическая» историография уже 10 лет бьется против абсурдно завышаемых цифр «потерь России по вине большевиков», но даже ей редко приходилось сталкиваться со столь абсурдным нумерологическим фантазированием.
С этими фантастическими цифрами А.Б. Чубайс предлагает проделать следующую парадоксальную операцию. Сперва он предлагает признать, что «Образ жизни, модель, общественно-экономическая формация, которую Россия несла миру, провалилась. Вместе с ее идеологией, ее экономикой, ее этикой», а затем, тем фактом, что во имя этой провалившейся во всех своих частях идеологии пролито было море крови и пота, предлагает обосновать претензии России на лидерство. Абсурдно преувеличенные цифры потерь в ходе великих потрясений понадобились Чубайсу для того, чтобы ими надежнее обосновать право на великую Россию. Ничего кроме недоумения это предложение вызвать не может. Некая нация во имя ложных и безусловно провалившихся, как и она сама признает, целей и идей лила в течение 70 лет океаны невинной крови — прежде всего своих собственных граждан, а теперь, указывая на эти кровавые океаны с островами из трупов, требует признания её величия и права на лидерство. Вполне естественно будет, если окружающие ее народы признают за ней только одно величие – право на звание «величайших идиотов в истории», а от ее лидерства основанного на немыслимом человекоубийстве во имя ложной идеи будут шарахаться как от чумы.
Социальных идей и «правой риторики» Чубайса лучше вовсе не касаться, дабы не скатиться на вечную как смерть и налоги тему «во всем виноват Чубайс», не вспоминать приватизации, веерных отключений и прочих безобразий. Хотя и здесь не обходится без анекдотов —  скажем вывод о том, что Россия инстинктивно выбирает правую идеологию Анатолий Борисович сделал на том основании, что в начале 1995 года ему удалось уговорить принять правые экономические меры Виктора Степановича Черномырдина «несмотря на дикое сопротивление аграрного и оборонного лобби». Мы не станем дебатировать тему приняла ли Россия правую идеологию, вытащила ли правая идеология Россию из пропасти. И не станем обсуждать вопрос — свидетельствует ли факт, что идущие в думу партии не ставят «своим программным требованием отказ от базовых социально-экономических и политических либеральных ценностей», о принятии всей страной либеральной ориентации, или о том, что те, кто не принимает либеральных ценностей насильственно вышвырнуты из политического процесса и ограничены в своих демократических правах. Обозначим только, что такая тема существует.
Последний (точнее первый) базовый постулат, который предлагает принять Чубайс вместе с «либеральным империализмом» — это вне-национальный характер этого империализма. Постулат вполне логичный – геополитической функции Мирового порядка не могут быть присущи выраженные национальные характеристики, поскольку для исполнения функции совершенно безразлично будет ли это делать Россия из русских, Россия не из русских или вообще не Россия. Поэтому Чубайс специально оговаривает, что величия сравнимого с величием России в ХХ веке было принятие не национальной, а интернациональной идеи. Еще любопытней в этом контексте выглядит фраза о «создании Советского Союза - объединении 14 соседних государств», как будто в СССР и в самом деле объединились некие независимые государства, соседствовавшие с Россией, а не части распавшейся незадолго до того Российской Империи.
Количество «побочных эффектов», которые сопровождают принятие выписанного Чубайсом рецепта «либерального империализма» слишком значительно, чтобы патриот России признал бы этот рецепт хоть как-то приемлемым. Предлагается принять концепцию русской истории ХХ века как истории чудовищных бессмысленных кровопролитий, закончившихся полным крахом и дискредитацией идеи. Предлагается принять концепцию России, как государства в границах 1991 года, окруженного «соседними государствами», некогда ненадолго заходившими в СССР. Предлагается считать основной величия России идеологию интернационализма. Наконец, предлагается признать курс либеральных реформ курсом спасения России из пропасти, а не «геноцидом русского народа» как это делают оппоненты Чубайса. И все это следует принять ради получения Россией права в рамках структур Нового мирового порядка на «защиту демократических институтов у соседей» и на «экспансию отечественного бизнеса».  Не слишком утрируя можно перевести эту идеологическую формулу в формулу прямого политического действия: «имперская миссия России состоит в том, чтобы свергнуть антидемократический режим Лукашенко и передать собственность в Белоруссии в руки российских олигархов».
Противопоставить такой интересной программе «патриотам», в частности —консервативным националистам, действительно нечего. Их политическая аксиоматика, идеология и практика лежат в совсем другой плоскости. Национальную и консервативную Империю нельзя противопоставить «либеральному империализму», её можно только показать как она есть.

 

Империя как нация

Ключевой тезис традицонного русского имперского национализма, имперской идеологии Михаила Каткова и Константина Леонтьева, Михаила Меньшикова и Льва Тихомирова, Николая Трубецкого и даже Иосифа Сталина это тезис об империи как о естественном продолжении нации, об увенчании империей исторического пути нации, о неотрывности имперского начала от начала национального.
Как выразительно формулирует суть этой позиции Михаил Смолин: «Каждая нация, доросшая до великой мировой роли, стремится построить свою Империю, свой мир, свою цивилизацию, которая предъявляется остальному миру как высшее развитие национально-государственного таланта. Империя развивает национальные идеалы до некоей универсальности, внутри которой могут свободно чувствовать себя и все другие народы. Имперское сознание вырабатывает особую ответственность перед Историей - ответственность хранителей идеалов христианской государственности и охранителей мира от всякого посягательства на тихое в нем житие во всяком благочестии и чистоте. Имперское сознание появляется как результат осознания нацией своей великодержавной миссии, то есть как осознание особой задачи нести миру свои государственные идеи, выраженные в идеалах правды, порядка и справедливого общежития».
Эта концепция имперской миссии, в противоположность «функциональному» характеру «либерального империализма» может быть названа органической. Национальная государственная жизнь народа в какой-то момент развивается до такой высоты, до такого размаха, что переполняет границы одного этноса, втягивает в орбиту национальной жизни империообразующего народа другие народы. Империя возникает не потому, что некое бесхозное пространство требует какого-то управителя, который будет являться функцией порядка на этом пространстве**, не потому, что мировой системе необходим центр силы для определенного пространства. Народ творит Империю как свой высший и лучший из даров миру – другим народам, странам и отдельным людям. Империя — это политический инструмент превращения национальных ценностей в ценности общечеловеческие. 
Создание империи всегда является созданием уникальной и неповторимой формы общественной жизни — культурной, политической, экономической, военной. И потому на мировом пространстве не может быть четырех «функциональных империй», разделивших между собой пространство, как в плане Чубайса. «Должен остаться кто-то один». Своеобразие форм имперской жизни, созданное духом империообразующей нации потребует своего распространения на другие народы и непременно вступит в конфликт с совершено иным имперским духом — будь то японский, американский или европейский. «Либеральные империи» смогут жить в мире и согласии только если они на самом деле не империи, а сатрапии некоего глобального порядка, который и является истинной империей. Однако эта империя уже не сможет считаться ни в какой мере результатом естественного развития национальных русских исторических и государственных начал. Напротив – она им будет враждебна. Необходимо понимать, что «либеральная империя» — это не русская и не Российская Империя и наоборот — русская «либеральная империя», буде Чубайсу удастся её создать, сможет стать Империей только если предъявит претензию на то, чтобы быть единственной в мире «либеральной империей». Не иначе.
Будучи порождением национальной истории и национальной государственности, империя может и существовать и быть действенной только до тех пор, пока в ней сохраняется этот дух национальной особости обобщенной до универсализма. Исключений история не знала. Такими национально универсализованными империями были и Римская, и Китайская, и Османская, и Российская империи.
В качестве контрпримера могут привести Византийскую и Австрийскую империи. Но и эти примеры, если в них вдуматься, докажут верность тезиса. Византийская империя была плодом государственного, земного, развития Церкви как «нового народа». Лев Гумилев не так уж был неправ, когда начинал историю Византии с «пассионарного толчка», приведшего к возникновению Христианства. «Не имея пребывающего града», христианский «новый народ» в земной, в социальной реальности обрел такой град в Византии. Ромей был православным христианином, православный христианин был ромеем. Исключений византийская мысль не признавала, лишь с большим трудом и изрядной долей условности признавая независимое существование православных народов. Византия была высшим политическим выражением земного, социального и культурного духа Православной Церкви и всегда будет признаваться образцом в этом качестве.
Австрийская империя в той же мере была порождением иного — Католического, контрреформационного духа. Империя Габсбургов — это мощный порыв политическому объединению и универсализации того католического «племенного» духа, который оформился после крушения средневековой универсальной католической церкви. Австрия – это империя «племени католиков» и состоялась и развивалась она именно в таком качестве. Политическая актуальность Австрии сохранялась до тех пор, пока сохранялся «вековой конфликт» протестанского и католического «племен» в Европе и с прекращением этого конфликта, с подъемом классических европейских национализмов универсальная миссия Австрии была исчерпана, а сама империя Габсбугов – обречена.
Империя не может осуществляться в абстрактном пространстве. Она создается через утверждение одного народа среди других народов, через противостояние, порой весьма жестокое, другим национальным импульсам и имперским проектам. Так Российская Империя, в своем осуществлении, в значительной мере создавалась как «антипольская империя» — в противоречии с имперским народом антагонистом, чьи амбиции были подорваны только в ХХ веке, да и то не следует думать, что бесповоротно. С другой стороны — становление Российской Империи было становлением «антитатарским», экспансией на территории, занятые осколками Золотой Орды, причем на некоторых направлениях это противостояние затянулось аж до конца XVIII века. Не следует думать, что иначе дело обстоит и с другими империями. Например — становление американской империи предполагает ее антирусскую направленность, непременное соперничество за право на осуществление глобального политического проекта.
С другой стороны, осуществление империи — это формирование своего этнокультурного мира, не только отбрасывание враждебных, но и отбор дружественных национальных элементов, формирование «имперского мира». Так многонациональность Российской империи ничуть не противоречила ее мононациональности и единству русской нации. Это было единство русского имперского мира, созданного и творчески развиваемого именно русским имперским началом. Русская нация, самораскрываясь в Империи, создала феномен «русских народов» — русских немцев, русских татар, русских  грузин. Для XIX-XX веков был актуален и исключительно интересный феномен русских армян, которыми оказались не только подданные России, но и все армяне всего мира, заинтересованные в объединении армянских земель под русским протекторатом и в решении национальных проблем армян с помощью имперского инструмента Российской Империи. Это ассоциированное членство в русской нации и нелояльность к нации «османской», превращавшейся в турецкую, стоила армянам в итоге очень дорого.
Так или иначе — имперское становление нашей нации ведет не к всесмешению наций в полиэтническом котле, а, напротив, – в четкое выстраивание оппозиции тех, кто «русские и за русских» и тех, кто «не русские и против русских». Империя это способ не снятия противоречий, а создания их, оформления в целостную систему «Да» и «Нет». «Империя, - писал Михаил Меньшиков, - как живое тело - не мир, а постоянная и неукротимая борьба за жизнь, причем победа дается сильным, а не слюнявым. Русская империя есть живое царствование русского племени, постоянное одоление нерусских элементов, постоянное и непрерывное подчинение себе национальностей, враждебных нам. Мало победить врага - нужно довести победу до конца, до полного исчезновения опасности, до претворения нерусских элементов в русские».
Имперский национализм предлагает совершенно иное понимание Империи, нежели «либеральный империализм» Чубайса. Это понимание империи не как геополитической функции, а как высшей формы расцвета живого национального организма. Не как общества, основанного на внедрении в национальную жизнь абстрактных общечеловеческих ценностей, а как общества, в котором национальным ценностям придано универсальное измерение. Наконец, это понимание империи не как общества примиряющего национальные противоречия и снимающего остроту национального вопроса, а как общества, придающего национальным противоречиям не узко-эгоистическое, а идеальное, обобщенное измерение. Выбор в пользу или против империообразующей нации не снимается, а обостряется до идеологического выбора, выбора позиции и нравственного пути.

 

 

Текст размещен на сайте с согласия автора.

Текст опубликован в журнале «Имперское возрождение», №2, 2005

 


* Примечательно полное тождество этой геополитической конструкции с концепцией «Панидей в геополитике» Карла Хаусхофера. Интересно, что в этой логике Китай, единственная нелиберальная империя настоящего времени, относится в зону имперской ответственности Японии, из чего можно сделать далко идущие прогностические выводы о «желаемом будущем» в парадигме либерального миропорядка.

** Интересно отметить в представлении о первичности пространственной функции над национальной органической жизнью родство идей Чубайса с евразийством по версии Александра Дугина, у которого Россия как Империя – это также лишь производная от пространства Евразии и необходима для его нормального функционирования. И в этом смысле принципиальной разницы между Россией и Империей Чингисхана как функциями евразийского пространства не существует.