Rambler's Top100

ИНТЕЛРОС

Интеллектуальная Россия

INTELROS.RU

Intellectual Russia


АЛЕКСАНДР ДАВЫДОВ

 

 

К вопросу о подавлении коррупции

 

 

Утверждения о том, что главной проблемой России сегодня является её собственное государство, стали в последнее время почти что банальностью.

Вообще-то, в России исторически худшее государство из возможных - прямо наваливающееся на своего гражданина при каждом их соприкосновении. Между ними нет сдерживающего опосредования той или иной формой общинности.

Причина - в том, что Россия, испокон веков движимая стремлением обретения Высшей правды, которая "не от мира сего", не утруждала себя обустройством жизни вообще и общественных отношений в частности.

Однако сейчас российское государство, как средство снятия социальных противоречий и защиты от произвола, окончательно и бесповоротно выродилось.

Доказательство этому - повседневность каждого отдельного жителя России: имея дело с представителями власти, он постоянно сталкивается с тем, что реализовать свои права за взятку во много раз дешевле, чем официальным путём.

Суть устройства государства - чиноначалие, где статус есть всё: источник силы, податель благ и цель, задающая логику поведения. Так что любая бюрократия стремится к такому состоянию, когда всякое усилие образующих её чиновников направлено исключительно на извлечение статусной же ренты.

В случае с государством это подразумевает полную замену общественного интереса частным, присвоение властью делегированного ей права насилия, применение его не для общей пользы, а для произвольных вымогательств.

Характерный завершающий этап эволюции бюрократии состоит в построении так называемой "вертикали власти", когда стержнем управленческой конструкции становится личная преданность и безоговорочная исполнительность.

Между тем, осуществление этого принципа задаёт, как абсолютное требование к подбору кадров, условие - "назначай наименее компетентного", ведь любое умение порождает недопустимую в данном случае самостоятельность.

Причём логика такого "строительства" есть логика "цепной реакции", предполагающая последовательное воплощение подхода "всё или ничего".

Дело в том, что малейшее отступление от стержневой идеи "вертикализации" обессмысливает всю затею, так что процесс, однажды начавшись, не может остановиться, пока не переродится каждый элемент властной структуры.

Всеобщая некомпетентность, в свою очередь, приводит к столь же полной безответственности. Исполнительность и преданность вовсе не обязывают работать, более того - наказание услужливого болвана за провал их подорвёт.

Некомпетентному же и безответственному чиновнику остаётся лишь одно - обращать власть в деньги, безудержно выкачивая дань с подвластного населения.

В этой связи совершенно органичным становится то, что, по данным международной организации Transparency International, всего за год Россия упала в рейтинге коррумпированности с 90-го на 126-е место из 158-и возможных.

Как сообщает фонд ИНДЕМ, сегодня в России сумма взяток в 2.6 раза превышает бюджет страны, средний размер одной взятки составляет 135.8 тысячи долларов США, рынок деловой коррупции вырос за четыре года почти в 10 раз, а в объёме этого рынка 87.4 % взяток поглощает исполнительная власть.

При этом, весьма показательно и то, что в рейтинге экономическойсвободы, подготовленном рабочей группой под эгидой канадского Fraser Institute и считающемся наиболее серьезным исследованием экономической свободы в мире, Россия сползла со 114-го на 115-е из 127 мест. В рейтинге же конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия за год потеряла пять позиций и заняла 75 место в ряду из 127 стран.

По ключевым критериям развития Россия отстаёт от беднейших государств.

Более того, подавляющее большинство населения России, согласно проведённому "Левада-центром" в начале августа 2005 года опросу, считает своё государство структурой, всякое действие которой заранее имеет преступную подоплёку, а применяемое им формально легитимное насилие - разбоем.

Таким образом, тотальная коррупция есть следствие полного очищения мотива деятельности бюрократии. Поэтому когда оно проявляется, то ситуацию нельзя спасти каким-либо очередным видоизменением функций и полномочий, ведь проблема уже не в том, что делать, а в том, кто и почему будет это делать.

То, что достигло предела развития, превращается в свою противоположность.

Коррупция в России стала уже не просто явлением, а укладом жизни, так что противодействие ей должно быть внесистемным, лежащим вне плоскости принятых взаимоотношений, вне обыденной логики, в том числе и правовой.

Поскольку же коррупция теперь неотъемлемое качество российского государства, то борьба с ней возможна лишь путём разрушения её мотива.

Как представляется, добиться требуемого результата возможно через в введение в законодательство следующих трёх принципов, действующих в отношении тех лиц, кто, попав под угрозу участия во взятке, заявил об этом: в том, у кого вымогают взятку за снятие вины перед государством, этой вины уже нет. Если же поводом для вымогательства стала вина перед частными лицами, то тогда наказание за неё должно быть самым меньшим из возможных; тому, у кого вымогают взятку без его вины, государство за счёт пойманного взяточника само выплачивает то, что хотел получить этот вымогатель; тому, кому предлагается взятка, государство выплачивает обещанное взяткодателем, который получает за свою вину максимальное наказание.

Суть идеи не в разворачивании массовых репрессий, а в искажении коррупционного пространства, делающим почти абсурдным мотив в нём находиться. То есть в создании таких условий, когда за счёт пойманного за руку участника взятки свои проблемы можно решить законно, когда одни будут бояться давать, справедливо ожидая, что их просто используют, а другие - брать.

Надо заметить, что реализация указанных принципов накроет депрессивным воздействием и ситуации сговора чиновников и бизнеса, так как снимет коррупционные препятствия вскрытию их, как говорится, "по долгу службы".

Пока же коррупция превратилась в мощнейший институциональный тормоз развития страны. Причём расплачивается за эту напасть не только деловое сообщество, но и всё население страны, на которое, как на конечного потребителя, по канонам экономики перекладываются издержки производства.

Без решения проблемы тотальной коррупции, обсуждение, а тем более проведение каких-либо реформ в нынешней России полностью лишены смысла.

 

 

Текст размещен на сайте с согласия автора.

 


© Журнал «ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия». Все права защищены и охраняются законом. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18303