Rambler's Top100

ИНТЕЛРОС

Интеллектуальная Россия

INTELROS.RU

Intellectual Russia


АЛЕКСАНДР ДАВЫДОВ

О нужде модернизации системы политического воздействия

 

Качество современности изменилось. Скачкообразно возросла связность мира, и дело не столько в появлении средств взаимодействия по принципу "всё напрямую связано со всем", сколько в снятии большинства формальных препятствий к этому в массовом сознании. Сейчас глобализируется, расширяя на весь мир пространство своего действия, всё - от "свободного рынка" до терроризма и от личности до целых стран. Низкий потенциал глобализации стал верным признаком маргинальности. Социально-политическая реальность вошла в сверхсложное состояние, когда она есть постоянно изменяющийся результат почти ежемгновенной перекомпоновки огромного числа отношений. Положение о том, что постоянны лишь изменения, получило повсеместное и физически ощутимое подтверждение. Всё это вызывает последствия системного характера.

В политике проявляется бессилие идеологизированных построений. В условии частых превращений цена соблюдения идейной чистоты состоит в отбрасывании критически важных особенных черт верной линии поведения, спрямлении именно тех изгибов мысли, которые обеспечивают её точность. Поэтому следование какой-либо одной логике, взятие за данность некоторого строго определённого взгляда на вещи больше не даёт нужного результата. Там, где зыбкость - норма, попытки выдать частное за всеобщее не работают. В экономике успех уже не обеспечить никаким ресурсом, если это не мозги. Материальным воплощением нового социального пространства стала "третья природа" - не знающая границ информационная среда обитания, в которой уникальность товара определяется уже не тем, чем он сделан, а тем - как. В ней всё удачно осуществлённое немедленно копируется, и потребитель выбирает из череды одинаково хороших предложений. Поэтому любые вещные ценности начинают стоить меньше, чем заложенные в них идеи, знания и образы. Привычную опору на средства производства выбивает необходимость бороться за такую переменчивую и противоречивую штуку, как внимание. В тотальной нестабильности всё решает проворство выдвижения творческих идей, а также умение принимать решения в условиях высокой неопределённости. В обычной жизни гиперизобилие выбора мешает сделать его правильно.

При таких обстоятельствах, в ситуации одной сплошной перемены, когда подлинное положение дел - всегда нечто иное, чем видимая данность, привычные аналитические инструменты принятия решений буквально "заклинивает". "Вечно другая" операционная среда не даёт действовать, ограничившись пониманием смысла реализуемого, определяя собственно образ действия по ходу соприкосновения с окружающим. Поскольку теперь уже в начале осознания происходящего всё становится не совсем так, а в конце - совсем не так. Вопрос "как?" стал главным вопросом современности. Это уже не мир выраженных идей, сущностей и фактов, а пространство связных превращений, в котором критически важно видеть "силу обстоятельств", то есть быть конкретным в части своего сопряжения с наличной реальностью. Аналитический же подход, даже поднятый до уровня политической философии, когда проблемы рассматриваются с позиции всеобщих определений, принципов и законов, сосредоточен именно на выявлении смысла того, что следует делать, а выбор формы его воплощения оставляет субъекту действия. Ещё одним дезориентирующим фактором является внутренне присущее данному подходу челночное движение от частного к общему и наоборот, ведь крайняя нестойкость фактов лишает любые обобщения всякой основательности. Кроме того, решения, "выдаваемые" аналитическими инструментами, имеют выраженно непосредственный характер, линейную направленность на проблему. Однако в новой реальности прямые методы не работают, так как непонятно - прямо - это куда? Особенно, когда каждое мгновение имеет свою конкретность. Вообще, аналитический способ принятия решений силён достигаемой определённостью смысла, умением хорошо отвечать на вопрос "зачем?".

Вместе с тем, даже если выдвинутая с его помощью идея настолько конкретна, что сама есть средство своего осуществления, призрачность контекста подвешивает её в пустоте, лишая какой-либо укоренённости в потоке событий. Итак, привычный подход к принятию решений не имеет средств прояснить - как реализовать задуманное в его взаимосвязи со всевозможными внешними условиями, действующими в том, что объединяет всё со всем, - во времени. Восполнить этот недостаток наилучшим образом позволяет привлечение техники построения успешных стратегий и сбывающихся прогнозов, которая в совершенстве отработана в Китае за многие тысячи лет его существования. Основа этой техники - отточенное описание исчерпывающего ряда типовых ситуаций, а также того, как, когда и в силу чего они превращаются друг в друга. Объективно выполненное соотнесение рассматриваемой проблемы с тем или иным элементом данного ряда даёт дееспособное на операциональном уровне изложение точно привязанной к внешним обстоятельствам линии поведения.

Такой эффект есть результат отсутствия упущений в указанной системе перемен состояний - ничего такого, чего в ней нет, просто не может произойти. Однако цена конкретности действия здесь - утрата конкретности смысла. Присущий Китаю способ выбора правильного решения предполагает отстранение от мотивов и целей осуществляемого. Блестяще отвечая на вопросы "как?", "что?" и даже - "когда?", он оставляет без внимания вопрос "зачем?". Китайская традиция предписывает формулировать для себя исключительно те задачи, которые определяются текущим моментом, то есть делать только то, чего нельзя не делать. Будучи в силах детально выстроить реализацию замысла, данный подход к принятию решений сам этот замысел предложить не может. Между тем, никто не станет что-либо предпринимать, не понимая - ради чего? Всякое развитие и вообще любое усилие движется вспышками смысла. Таким образом, для достижения полной конкретности планов действий необходимо сочетание аналитического и китайского методов их подготовки.

В нынешней сверхсложной и противоречивой социальной реальности руководящая идея должна быть технологичной и не нуждаться в разъяснениях. Любая деятельность, хоть как-то опирающаяся на абстракции и общие представления или в чём-то неполное видение внутренних взаимосвязей своей предметной области, в сегодняшних условиях просто обречена на провал. Непонимание этого приводит к тяжким последствиям, особенно в политике. Совместное применение упомянутых способов подготовки решений способно, по сути, модернизировать всю систему политического воздействия, переведя её с прямолинейной и туповатой механики "проблема - реакция" на использование осмысленных и расчётливых стратегий "обтекающего влияния". Требуется лишь ответственное предложение решить эту задачу.