Rambler's Top100

ИНТЕЛРОС

Интеллектуальная Россия

INTELROS.RU

Intellectual Russia


вернуться к оглавлению книги

Александр Неклесса

 

 

Версия силового обеспечения

 

 

Война США против Ирака - попытка создать военно-политический буфер для действующих систем транснационального финансово-правового регулирования, которое закладывалось на предыдущем этапе глобализации, полагает заместитель директора Института экономических стратегий Александр Неклесса

То, что происходит в мире, - это смена прежней системы политического и экономического языка, трансформация всей социальной семантики. А проще говоря, имеет место кризис мирового управления. И мы являемся свидетелями своеобразного "момента истины" - мы можем видеть, как кризисный процесс выходит наружу, нам становятся вполне понятными внутренние механизмы глобальной трансформации.

В последние годы проблема активно обсуждалась, но обычно в контексте противостояния национальных государств и некой возникающей глобальной структуры. При этом толковалась она по-разному: речь шла то о "мировом правительстве", то о транснациональной олигархической структуре, действующей на основе разветвленной системы ТНК, то еще о чем-то. Но сейчас куда более актуальной темой представляется конкуренция различных версий глобализации, различных моделей мирового управления. До определенного момента контур глобальной системы прорисовывался в рамках "мировых регулирующих органов", того, что можно описать как мировую олигархию, как объединение международной бюрократии. И ведущую роль в этом процессе играли такие международные институты, как, к примеру, МВФ или Всемирный банк . Но, конечно, прежде всего это был институт "большой семерки", клуб доминирующих субъектов мирового управления. С приходом же к власти в США администрации Буша возобладало несколько иное видение проблемы и целеполагание. Или, может быть, правильнее будет сказать, что определенная необходимость в смене модели глобализации привела к власти администрацию Буша.

Ранее был выстроен скорее образ и рабочая модель глобальной регуляции, нежели реально функционирующая политическая структура глобальных пропорций. Администрация же Буша создает сейчас под это формирующееся геоэкономическое мироустройство версию его силового обеспечения. Ведь когда мы говорим о политической системе, мы, по сути дела, говорим о формах, методах и механизмах проекции власти. Власть базируется на силе, но эффективно действующих транснациональных институтов и механизмов для подобной глобальной проекции пока не существует. Их роль взяли на себя Соединенные Штаты. Отсюда и возникает тема "глобальной империи", образ "четвертого Рима" или страны-системы. То есть Соединенные Штаты, строго говоря, уже не являются национальным государством, а представляют собой новый социально-политический феномен.

Но есть и другая проблема. Она заключается в том, что основной исторический конфликт не в конкуренции между моделями глобализации администрации Клинтона или администрации Буша и не между моделями глобализации мира по-американски или по-европейски, но между той глобализацией, которая оперирует привычными социополитическими категориями, и какой-то иной глобализацией, связанной с "новыми организованностями" (астероидные группы, НПО, амбициозные корпорации, теневые консорциумы и т. п.). То есть в мире возникают социальные организмы, которые разрушают систему авторегуляции, генетически связанную с эпохой модернити.

Сложившаяся ситуация явно требует более глубокого прочтения, нежели то, которое демонстрирует нынешняя администрация США. Однако почему же тогда администрация Буша действует именно так, как она действует? Для этого есть свои веские причины. Дело в том, что имеет место еще и другой кризис - экономический. Экономика эпохи модернити в значительной мере строилась на постоянной смене предметных полей деятельности, поэтому в орбиту хозяйственной практики вовлекались все новые и новые ресурсы. Когда этот процесс приостанавливается, возникает ресурсный кризис. Предложенное в 90-е годы решение этой проблемы - цифровая новая экономика, она оказалась в сущности паллиативной мерой и свою основную роль не выполнила. С данными негативными процессами в значительной степени связано также предчувствие масштабного кризиса глобальной финансовой системы, прежде всего рынка ценных бумаг, но также и валютного рынка. Иначе говоря, обозначился горизонт "большого финансового взрыва", могущего привести к формированию совершенно иного мира.

В краткосрочной перспективе серьезно повлиять на создавшуюся в американской экономике ситуацию может лишь заметное снижение цен на энергоносители. Глобальная энергетическая стратегия США предусматривает целый ряд серьезных подвижек в этой сфере, ведущих к устойчивому контролю над рынком энергоносителей.

Другой палочкой-выручалочкой для американской промышленности является создание искусственных предметных полей деятельности (которые создаются не только такими очевидными механизмами, как управление потребительским обществом и модой, но также методами "деструктивной экономики", сформировавшейся в процессе высокотехнологичных войн ХХ века). Отсюда - повышение оборонных расходов и приведение в действие колоссальной военной машины. Что одновременно помогает решать проблему создания новых властных конфигураций для управления новым миром.

 

 

Записал Павел Быков

 

Эксперт. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2003, №12. – С.24.

 


© Журнал «ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия». Все права защищены и охраняются законом. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-18303.